Тренинг "Командообразование".Развитие сплоченности в коллективе с помощью современных методик
Основные цели тренинга
· сформировать навыки совместной работы и коллективного решения задач
· повысить уровень эмоциональной и психологической совместимости
· помочь участникам лучше осознать важность каждого члена команды и пользу командного взаимодействия
· налаживание взаимодействия между отделами, адаптация новых сотрудников
Длительность тренинга 7-8 часов с перерывами.
Пример программы (окончательная программа формируется после дополнительной диагностики и подробной беседы с Заказчиком).
Введение. Краткая информация о целях тренинга, правилах тренинга, регламенте
Блок 1 . 1,5 часа. Знакомство, понятие команда, развитие навыков сплоченности.
1. Упражнение на разминку и создание дружеской атмосферы.
2. Знакомство. Упражнение на знакомство, способствующее раскрепощению участников и более близкому знакомству друг с другом. Например с помощью упражнения, где каждый в течении 30-45 сек представляет себя, рассказывая чем он может быть полезен для коллектива.
3. Упражнение в группах на тему «Признаки настоящей команды». Общее обсуждение, выводы.
4. Теоретический блок (выступление тренера) о том, что такое команда и чем она отличается от группы.
5. Упражнение на развитие слаженности и умение работать совместно. Например упражнение «Скакалка» и «Синхронные движения».
6. Подведение итогов, анализ хода упражнение и выводы о том, что способствует сплоченной работе команды
Перерыв 15 минут
Блок 2 . (1,5-2 часа). Упражнение на командную работу, выявление типовых ролей участников в команде, развитие навыков адаптации.
1.Групповое упражнение. 1.Групповое упражнение, в ходе которого создаются условия, когда каждый из участников осознает свое место в группе, понимает, мешает он или помогает групповому процессу в целом. На этой стадии появляется первая волна лидеров – участников, которые пробуют свои силы в качестве руководителей группы.
Такими упражнениями могут быть: задание на строительство башни или моста из подручных материалов в течении ограниченного времени. Группа делится на подгруппы, совместно обсуждают конструкцию башни, задачи для каждого, строят объект и затем каждая подгруппа представляет его на обозрение всем участникам. Задание подбирается тренером заранее так, чтобы оно было связано с основной деятельностью организации.
Фото выполнения упражнения «Башня» в одной из организаций-клиентов:
2.Обсуждение в целью осознания участниками своей роли в ходе выполнения упражнения. Анализ мотивации и причин активного, неактивного поведение в ходе выполнения упражнения (с помощью специальной методики и определенным образом подобранных вопросов со стороны тренера)
Перерыв (Обед)
Блок 3. 1.5 часа
1.Разминка-упражнение на сплочение.
2. Теоретический блок (выступление тренера) о том, какие бывают роли в команде (конструктивные, деструктивные и их разновидности).
3. Упражнение «Дом» или другое упражнение на развитие умения участников адаптироваться к работе в команде и найти оптимальную роль в ней.
Обсуждение упражнения , выводы.
Перерыв 15 мин
Блок 3. Повышение эффективности работы команды. 1,5 часа
1.Разминка: упражнение на сплочение.
2.Упражнение Круг-треугольник-квадрат-спираль. Упражнение помогает участникам задуматься о мерах по улучшению деятельности своей команды в 4 направлениях: создание позитивной атмосферы, достижение целей и задач, наличие порядка в команде, развитие творческого потенциала и умения быстро реагировать на внешние изменения.
3.Упражнение «Поиск сходства». Способствует сплочению и улучшению психологического климата в коллективе.
Анализ упражнений, обсуждение, выводы.
4. Упражнение «Уменьшающаяся газета»-используется в конце тренинга для эффективного и позитивного завершения. Упражнение поднимает энтузиазм и энергетику группы, в конце участники произносят лозунг «Мы-одна команда!»
Выводы участников.
Завершение тренинга.